0 позиций в запросе!   Отправить?

Навиа вчера, сегодня и завтра

Команда НАВИА специализируется на разработке и производстве изделий в области беспроводной связи. В этом году специалистами НАВИА были разработаны навигационный модуль (подробнее о нем можно прочитать в статье Сергея Дронского «ML8090 продолжает славные традиции ML8088») и модуль Bluetooth LE на основе новейших чипов от STMicroelectronics. Рассказать о компании и новинке мы попросили Владимира Осадчего, руководителя команды разработчиков НАВИА.

Vladimir_OsadchiiРасскажите о фирме НАВИА. С чего начинался этот проект?

Направление было создано в начале 2011 г., и вскоре мы уже имели рабочие прототипы модулей GL8088s, а к концу лета – прототипы модулей ML808s. К ноябрю мы подготовили производственное технологическое оборудование для модулей GL8088s, что позволило нам выпустить в декабре первые серийные экземпляры. Отмечу, что мы были первыми в мире, кто выпустил серийные модули на чипсете STA8088FG.

В феврале 2012 г. мы выпустили первые предсерийные образцы модуля ML8088s, опять-таки став первыми в мире, кто выпустил самый маленький на тот момент GPS/ГЛОНАСС-модуль с краевыми SMD-контактами. Для российских производств этот модуль стал настоящим вызовом, заставившим несколько предприятий заметно пересмотреть свой технологический процесс.

Где производится продукция под маркой НАВИА?

Мы прошли достаточно большой путь в выборе партнеров по выпуску нашей продукции. Начали производство модулей на одном из предприятий Санкт-Петербурга, потом перенесли часть линейки в Подмосковье (Зеленоград). Выпускали модули там достаточно долго, однако мы продолжали искать и других партнеров. Протестировали еще несколько производств, кто-то подошел, кто-то не смог выпустить продукцию с надлежащим качеством. Одновременно искали производство в Юго-Восточной Азии, поскольку значительная часть наших клиентов собирает свои конечные изделия именно там. С точки зрения логистики получается, что «плечо» ЮВА–ЮВА короче, а это выгодно и нам, и нашим клиентам. Таким образом, сегодня у нас несколько площадок для сборки модулей. Мы направляем продукцию по кратчайшему маршруту к нашему покупателю.

Какие разработки НАВИА вы хотели бы подчеркнуть особо?

Традиционно мы занимаемся навигационными модулями и всем тем, что может потребоваться нашим клиентам, чтобы эти модули применять: программное обеспечение, демонстрационные платы, анализ устройств пользователя и многое другое. Поскольку стандартные недорогие покупные антенны не реализуют точностный потенциал наших модулей, нам пришлось разработать свою антенну. Таким образом, из разработок навигационных модулей плавно выкристаллизовалось дополнительное направление – антенны. Еще одно новое направление нашей деятельности – разработка Bluetooth LE модулей. Мы разработали бюджетную версию модуля, максимально простого в применении, и, соответственно, делаем для него и всю «инфраструктуру» – демонстрационную плату, встроенное программное обеспечение, программное обеспечение для работы с демонстрационной платой, технологическое программное обеспечение для серийного выпуска…

navia_vchera_segodnya_zavtra_1Расскажите об истории появления нового модуля.

Как я уже говорил, первоначально мы ориентировались только на разработку навигационных модулей на базе чипсетов STMicroelectronics (ST). Так на этом чипсете мы разработали два модуля со сходной функциональностью, отличающихся размерами и, соответственно, расположением выводов. Модули неоднократно модернизировались с целью улучшения потребительских качеств и технологичности (для информации – нынешняя версия печатной платы модуля имеет номер 8).

Развитие навигационных приемников не останавливается ни на день, разрабатываются новые технические решения, вводятся в строй давно ожидаемые спутниковые группировки – европейский «Галилео» и китайский «БейДоу» («Компас»). Все это стимулирует производителей микросхем разрабатывать новые чипсеты для спутниковых приемников. Вот мы и освоили новый для себя чипсет МТ3333 производства тайваньской компании «Медиатек». Модуль на нем был выполнен в форм-факторе нашего традиционного ML8088sE и практически pin-to-pin совместимым. Были получены положительные результаты, выпущена малая партия модулей (порядка 40 шт.). Клиентам модуль понравился, однако его цена оказалась слишком высока – мы заложили в нем слишком много «вкусняшек на вырост», что и сыграло отрицательную роль в судьбе этой разработки. Вердикт – неконкурентоспособен…

Соответственно, наш традиционный партнер по чипсетам компания STMicroelectronics тоже не сидела сложа руки и выпустила новый чипсет Teseo III. Это принципиально новая разработка с рядом функций, которые ранее были доступны только в приемниках профессионального уровня и, соответственно, высокого ценового диапазона. В то же время энергопотребление нового чипсета находится на уровне современных бытовых чипсетов ведущих производителей.

Как это получилось у ST – даже не представляю. Но получилось… Компания является нашим давним и проверенным партнером, мы имеем возможность применять самые новые и перспективные их разработки. Когда ST разработала великолепный Bluetooth LE чипсет BlueNRG, на его базе мы уже и разработали свой Bluetooth-модуль.

Какими серийными изделиями в настоящее время может похвастаться НАВИА?

Мы запустили в серию два модуля на чипсете STA8088FG в разных форм-факторах, выпустили для них отладочные платы. Естественно, модули в процессе серийного выпуска претерпели некоторые изменения, которых от нас потребовала реальная эксплуатация. Так что это – серия, причем большая по российским меркам. Антенны НАВИА производятся малой серией.

Сейчас готовимся к серийному выпуску Bluetooth LE модуля BT-01A. Естественно, и к нему мы выпускаем отладочные платы. Ну и особо хочу отметить наше программное обеспечение – оно традиционно отслеживает изменения в тенденциях на рынке. Пока клиентам нужны были только данные о местоположении объекта, мы давали ему эти данные и еще чуть-чуть дополнительно. Потребовались данные для синхронизации времени – появилась и такая информация. Захотели получать информацию о погрешности – пожалуйста! Захотели работать с сервисом дифференциальной коррекции – никаких проблем!

Так что мы стараемся постоянно обеспечивать пользователя максимальным набором информации.

Что находится в разработке?

Сейчас мы разрабатываем новые навигационные модули на двух разных чипсетах – STA8090FG и MT3333. Модули будут выполнены в разных конструктивах и ориентированы на разные сегменты рынка. Многофункциональный модуль ML8090F будет выполнен в традиционном для нас форм-факторе ML8088sE с существенными дополнениями: к привычным 22 краевым выводам добавятся 32 LGA-вывода «на брюшке». Пользователю, желающему применить модуль «по минимуму», будет достаточно припаять только привычные краевые выводы, а тем, кто пожелает полностью реализовать потенциал нашего модуля, понадобится припаять все контакты. Благо, к контактам LGA пользователя уже давно приучают другие производители. Вообще, модуль ML8090F заслуживает отдельного большого разговора – в нем мы реализуем много интересных задумок. Модуль на чипсете MT3333 будет выполнен в нано-формате. Подробности я пока раскрывать не буду, подождите немного, и сами увидите.

По Bluetooth-модулям мы планируем сделать новую версию с особо малым энергопотреблением. Возможно, он не будет совместим по форм-фактору с BT-01A, но это и не нужно.

Хочу отметить, что традиционный ML8088sE получит новую версию – низковольтный ML8088LV. Дело в том, что традиционно в большинстве модулей внутренние узлы работают от напряжения питания не выше 2 В, а основное напряжение питания модулей ранее было принято равным 3,3 В. Разница в напряжениях чаще всего превращалась в тепло, не выполняя никакой полезной работы. По этой причине все больше и больше потребителей переходят на напряжение питания 1,8 В для своих приборов. Мы решили влиться в стройные ряды сторонников низковольтного питания и сделать модуль с напряжением питания 1,8 В. Естественно, при этом существенно снизится потребляемая модулем мощность.

В то же время мы добавляем модулю ранее не задействованные интерфейсы – и он становится готовым к работе с MEMS-датчиками для реализации функции Dead Reckoning (навигация в условиях плохого или отсутствующего сигнала от спутников). Программное обеспечение уже готово, модули скоро появятся.

Также мы планируем выпустить новые версии нашей антенны с уменьшенными габаритами.

Естественно, все наши изделия будут выпускаться в сопровождении сервисного оборудования – демонстрационные платы, программное обеспечение для ускорения процесса освоения и, естественно, техподдержка…

navia_vchera_segodnya_zavtra_2

В каких областях и в каких странах применяется продукция НАВИА?

Ответ достаточно традиционный: там, где требуется получать данные о местоположении объекта. Автомобильные трекеры, переносное и полустационарное оборудование, координаты которого требуется знать…

Новые направления – синхронизация времени, высокоскоростные изменения и метеозонды. Россия, Казахстан, Украина, Китай, Сингапур, Германия – это те страны, с которыми мы работаем. Там находятся инженеры, с которыми мы контактируем по применению наших модулей. Возможно, есть еще страны, инженеры из которых еще не связывались с нами.

Какое из применений вам наиболее запомнилось?

Наиболее запомнилось применение нашего модуля в метеозонде. Да, мы имели предварительную информацию о том, что модуль должен работать на больших высотах (более 18 км), но, знаете ли, сомнения все равно оставались. И вот когда наш заказчик сообщил, что метеозонд нормально поднялся на 38 км и наш модуль отработал нормально все это время, вот тогда действительно был восторг!

Участвовала ли продукция НАВИА в международных выставках?

Да, конечно! Первый «бенефис» НАВИА был на выставке CeBit 2012 в Ганновере (Германия). Модуль понравился, он успешно принимал сигналы через небольшие окна в потолке выставочного зала. Потом была выставка Electronica 2012 в Мюнхене. Тоже успешно, масса интереса к нашим модулям. В 2013 г. мы принимали участие в выставках Telematics India 2013 в городе Пуна (Индия) и ElectronicAsia 2013 в Гонконге.

В 2014 г. мы также принимали участие в выставках ElectronicAsia 2014 в Гонконге и Electronica 2014 в Мюнхене. Так что нас хорошо знают за рубежом.

Какова динамика выпуска продукции НАВИА?

На этот вопрос я не могу ответить с высокой точностью, однако динамика примерно такова: 2011 г. – 1500 шт.; 2012 г. – 90 тыс. шт.; 2013 г. – 110 тыс. шт. В 2014 г. ожидается объем в 400 тыс. шт.

 

Вестник Электроники, №4, 2014, скачать статью